Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования Краснодарского края
«Спортивная школа олимпийского резерва водного поло и плавания»
(ГБУ ДО КК «СШОР водного поло и плавания»)
«:
испода;
ГЙ1
1НОСТИ
О Й кола
1 Ф № з д р ш П |П
водноro'iiш о и -плавайия»
Никулин
«21» марта 2024 г.
ОПИСАНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ВИДУ СПОРТА
«водное поло»
г. Туапсе
2024 год
1.Характеристика вида спорта «водное поло»
и его отличительные особенности.
«Водное поло» - это вид спорта, командная спортивная игра, входящая
в программу летних Олимпийских игр, относится к числу видов спорта,
имеющих
профессионально-прикладную
составляющую,
воспитывает
наиболее адаптированного к деятельности в условиях водной среды человека.
Эта единственная из игровых видов спорта командная спортивная
игра, прививающая жизненно важный навык плавания и активного
функционирования (решения задач интеллектуального и физического
характера) в условиях водной среды в различных положениях - от
горизонтального до вертикального, как на поверхности, так и под водой.
При этом, деятельность зачастую происходит в условиях жесткого
сопротивления и силового единоборства, на гипоксии. В процессе этой
деятельности человеку приходится решать разнообразные ситуативные
задачи.
Таким образом, занятия водным поло воспитывают и развивают
целый комплекс жизненно важных умений, навыков и качеств, необходимых
человеку, в том числе экстремальных, жизненных ситуациях, не только в
быту, но и в профессиональной деятельности.
Водное поло.
Основная цель игры состоит в том, чтобы забросить в ворота соперника, не
пропустив при этом гол в свои ворота.
Спортивные соревнования по водному поло проводятся в
плавательных бассейнах или иных оборудованных водоемах на игровом
поле прямоугольной формы размером 30x20 м для мужских команд и 25x20
м для женских команд. Длинные стороны поля называются боковыми
линиями, короткие -лицевыми. Поле для игры разделено на две равные
половины средней линией, которая также, как и лицевые линии, имеет
белый цвет. Линия ворот, проводимая мысленно параллельно лицевой
линии, выступает на 0,3 м в поле. Для обозначения 2- и 5- метровых зон на
боковых линиях на этом расстоянии от лицевой линии наносятся отметки
соответственно красного и желтого цветов. Ворота, устанавливаемые в
середине лицевых линий, имеют две боковые стойки, соединенные сверху
перекладиной. Расстояние между стойками 3 м, расстояние от воды до
нижней грани перекладины- 0,90 м. Расстояние от дна до перекладины
ворот в водоеме глубиной менее 150 см должно быть 240 см.
В игре участвуют две команды, состоящие из 7 игроков каждая,
одним из которых должен быть вратарь. Заявочный состав команды на игру
не должен превышать 13 игроков.
Замены в игровое время разрешается делать из зоны, обозначенной
на лицевойлинии красным цветом. Количество замен не ограничено.
Игра продолжается 32 минуты чистого времени, разделенного на 4
периода по 8 минут. Перерыв между 1 и 2, 3. и 4 периодами 2 минуты;
между 2 и 3 - 5 минут.
Команды выступают в специальных шапочках контрастных
цветов, имеющих протекторы для защиты ушных раковин. Вратари
выступают в шапочках красного цвета под номерами 1 и 13.
2,Описание дополнительной образовательной программы спортивной
подготовки-по виду спорта «водное поло»
2.1.
Дополнительная
образовательная
программа
спортивной
подготовки по виду спорта «водное поло» (далее - Программа)
предназначена для организации образовательной деятельности
по
спортивной подготовке «водное поло» с учетом совокупности минимальных
требований к спортивной подготовке, определенных федеральным
стандартом спортивной подготовки по виду спорта «водное поло»,
утвержденным приказом Минспорта России 16.11.2022 г. № 1005 1 (далее ФССП) и с учетом примерной дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки по виду спорта "водное поло", утвержденной
приказом Министерства спорта Российской Федерации от 19 декабря 2022
года № 1262
2.2.
Целью Программы является достижение спортивных результатов
на основе соблюдения спортивных и педагогических принципов в учебно
тренировочном процессе в условиях многолетнего, круглогодичного и
поэтапного процесса спортивной подготовки; активизация работы по
вовлечению детей и юношества в регулярные занятия физической культурой
и спортом; развитие массового спорта и пропаганда здорового образа жизни;
достижение наивысших результатов в спорте, подготовка спортивного
резерва и спортсменов высокого класса; проведение и участие в городских,
краевых, региональных, межрегиональных, всероссийских и международных
спортивных соревнованиях, первенствах, кубках с целью демонстрации и
совершенствования спортивного мастерства воспитанников Учреждения;
совершенствование содержания, организационных форм, методов и
технологий в обучении
2.3.
Программный материал объединен в целостную систему
многолетней спортивной подготовки ватерполистов, начиная с этапа
начальной подготовки до этапа высшего спортивного мастерства и
предполагает решение следующих задач:
- формирование мотивации к регулярным занятиям физической
культурой и спортом, привитие навыков самостоятельного многолетнего
физического совершенствования;
- отбор одаренных обучающихся для дальней специализации и
прохождения спортивной подготовки по виду спорта;
1 (зарегистрирован Минюстом России 16.12.2022 г., регистрационный № 71597).
- ознакомление обучающихся с принципами здорового образа жизни,
основами гигиены;
- овладение методами определения уровня физического развития
ватерполистов и корректировки уровня физической готовности;
- получение обучающимися знаний в области водного поло, освоение
правил и тактики ведения игры, изучение истории водного поло, опыта
мастеров прошлых лет;
- формирование гармонично развитой личности методами физического
воспитания на основе знания особенностей спортивной тренировки и
методик физической подготовки;
- систематическое повышение мастерства за счёт овладения
техническим и тактическим арсеналом во время регулярных учебно
тренировочных занятий и спортивных соревнований;
- воспитание морально-волевых качеств, привитие патриотизма и
общекультурных ценностей;
- повышение работоспособности юных ватерполистов, расширение их
физических возможностей, поддержание высокой физической готовности
обучающихся высшего мастерства;
- осуществление
подготовки
всесторонне
развитых
юных
ватерполистов высокой квалификации для пополнения сборных команд края,
города;
- приобретение навыков судейства и проведения спортивных соревнований в
качестве помощника спортивного судьи и (или) помощника секретаря
спортивных соревнований;
- приобретение
навыков
самостоятельного
судейства
спортивных
соревнований;
- освоение навыков организации и проведения учебно-тренировочных
занятий в качестве помощника тренера-преподавателя, инструктора.
2.4.
Дополнительная
образовательная
программа
спортивной
подготовки имеет следующую структуру и содержание:
2.4.1. Общие положения, включающие:
1) название дополнительной образовательной программы спортивной
подготовки с указанием вида спорта (спортивной дисциплины);
2) цели Программы;
3) характеристику Программы.
2.4.2. Характеристику дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки, включающую:
1) сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы
лиц, проходящих спортивную подготовку, количество лиц, проходящих
спортивную подготовку в группах на этапах спортивной подготовки;
2)
объем дополнительной образовательной программы спортивной
подготовки;
3) виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации дополнительной
образовательной программы спортивной подготовки:
- учебно-тренировочные занятия; - учебно-тренировочные мероприятия;
-спортивные
соревнования,
согласно
объему
соревновательной
деятельности;
-годовой учебно-тренировочный план, с учетом соотношения видов
спортивной подготовки и иных мероприятий в структуре учебно
тренировочного процесса на этапах спортивной подготовки;
- календарный план воспитательной работы;
-план мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и
борьбу с ним;
-планы инструкторской и судейской практики; - планы медицинских,
медико-биологических мероприятий и применения восстановительных
средств.
2.4.3. Систему контроля, содержащую:
1) требования к результатам прохождения Программы, в том числе, к
участию в спортивных соревнованиях;
2) оценку результатов освоения Программы;
3) контрольные и контрольно-переводные нормативы (испытания) по видам
спортивной подготовки и уровень спортивной классификации лиц,
проходящих спортивную подготовку, по годам и этапам спортивной
подготовки.
2.4.4. Рабочую программу по виду спорта (спортивной дисциплине)
включает,
состоящую
из
программного
материала для
учебно
тренировочных занятий по каждому этапу спортивной подготовки и учебно
тематического плана.
2.4.5. Особенности осуществления спортивной подготовки по
отдельным спортивным дисциплинам, с указанием вида спорта, спортивной
дисциплины.
2.4.6.
Условия
реализации
дополнительной
образовательной
программы спортивной подготовки включающие материально-технические
условия реализации Программы, кадровые условия реализации Программы и
информационно-методические условия реализации Программы.